Компании SDHE и SCHE, первоначально филиалы группы Accor, одного из мировых лидеров в гостиничном бизнесе на основе системы франчайзинга, являются владельцами сети дешевых гостиниц Formule 1. Для их содержания они обычно обращаются к семейным парам, часто молодым, создающим акционерное общество с ограниченной ответственностью, с которым затем подписывается договор на «передачу управления» (управленческий контракт).
Оливье и Агнес Добресс подписали подобный контракт в июле 1996 г. Речь шла об отеле в Ронке (департамент Нор). Контракт предусматривал вознаграждение в размере от 20 до 22 % от ежегодного оборота. Вскоре супруги Добресс обнаружили, что оказались в жесткой зависимости от группы Ассог. Строго прописанные часы работы, требование о круглосуточном присутствии в гостинице хотя бы одного из управляющих (что исключало любые совместные поездки). Правила были разработаны настолько детально, что никакая инициатива не представлялась возможной, например: «Со следующего дня заказывайте расфасованное масло весом не в 12, 5, а в 10 граммов, в соответствии с постановлением генеральной дирекции».
Супруги Добресс, исходя из того факта, что они оказались в положении наемных работников, а не управляющих независимым предприятием, обратились в один из третейских судов Парижа, подтвердивший их правоту. Дальнейшим шагом суда будет решение о возмещении «недоплаченного жалованья» супругам Добресс как наемным работникам.
Это постановление особенно важно, так как практику сети Formule I приняли на вооружение и другие компании.
«Управляющие» магазинами Bouygues Telecom (продажа телефонного оборудования) оказались с ней в состоянии конфликта по той же причине.
Система аффилирования, при которой франчайзер размещает в магазинах своих партнеров принадлежащие ему товары, также вызывает критику. Так, франчайзи сети Bata добились изменения в судебном порядке контракта о предоставлении франчайзы контрактом о найме на работу.
Необходимо проявлять максимальную осторожность по отношению к таким формулам, как «передача управлениям (которой часто пользуются владельцы сетей бензоколонок) или «управление обществом по эксплуатации». Все они, как правило, влекут за собой жесткую зависимость «франчайзи», «управляющего» и т. д. от владельцев сети. Первые являются де-факто наемными работниками, не получающими гарантированного минимума заработной платы и социальной защиты.