Монтессори – педагогика

Мария Монтессори

Обучение и воспитание по Монтессори ведется по следующим принципам:

  1. Создание обучающей среды, которая включает в себя оборудованное с учетом детских возможностей, культурных национальных традиций, эстетических требований помещения; подготовленного педагога.
  2. Наличие обучающих материалов.
  3. Предоставление детям:
    • свободы во время любых занятий:
    • свободы выбора материала;
    • свободы выбора времени и продолжительности работы с материалом;
    • свободы выбора места для работы;
    • свободы выбора партнера или партнеров;
    • свободы общения с учителем или другими детьми.
  4. Соблюдение правила: "Пользуйся всеми свободами, но не мешай другим".
  5. Создание педагогами атмосферы доброжелательности, доверия, сотрудничества.
  6. Наблюдение учителем за детьми и при необходимости оказание помощи в их самостоятельном обучении.
  7. Подготовка и проведение учителем тематических занятий, определение пунктов программы обучения, последовательность подачи материала, примерное распределение тем в течение года.

Основные составляющие программы обучения Монтессори:

  • Обучение навыкам практической жизни
  • Сенсорное воспитание
  • Математика
  • Обучение грамоте и развитие речи
  • Космическое воспитание
  • Уроки социальной жизни
  • Обучение восприятия искусства через собственную изобразительную творческую деятельность
  • Трудовое обучение и восприятие
  • Музыкальное воспитание

По правде говоря,  воссоздать в домашних условиях игровую базу, как в группе Монтессори, практически невозможно. Ведь все необходимые для детей пособия занимают значительные площади, стоят недешево, а главное, настоящая "монтессорская" свободная работа может получиться только в в разновозрастном коллективе под руководством квалифицированного педагога.

Тем не менее, реально самостоятельно создать такие пособия, которые помогут активнее развивать у малыша слух, зрение, обоняние и осязание.

База для развития

Замечательный итальянский педагог Мария Монтессори называла сенсорные навыки базой для развития интеллекта. По ее мнению, все, что человек постигает разумом, первоначально открывается ему на уровне чувств.И чем раньше это происходит тем лучше.

Сенсорика играет далеко не последнюю роль и в практической жизни. Одна портниха высокого класса вспоминает, как в раннем детстве мама придумала ей весьма оригинальное занятие. Малышка получала две простыни и огромную "цыганскую" иглу, чтобы их сметывать. Исподволь тренируя пальчики, она развила их чувствительность до такой степени, что теперь легко различает на ощупь батист и шелк, а у крепдешина даже лицо и изнанку.

Все по правилам.
Прежде чем начинать подготовку к играм-занятиям, нужно усвоить несколько общих правил.

  • В пособиях всегда следует выделять только один признак - цвет, объем,вкус и т.д. Это поможет ребенку лучше сконцентрироваться.
  • При подготовке материала используется один из двух принципов.
  1. Собираем ряд по нарастанию либо убыванию  признака. Например,располагаем цветные таблички от светлого оттенка до темного (как на стендах магазинов торгующих красками).
  2. Делаем парные пособия. Для развития обоняния, к примеру, приготовим пять одинаковых бутылочек с красными крышками и пять точно таких же - с синими. Затем возьмем две бутылочки (красную и синюю), наполним обе одним и тем же ароматом. На донышках сделаем маркировку в виде белого кружка - она поможет малышу проконтролировать правильность своих действий. Парочка готова!

Следующий аромат предназначен для новой пары. У нее свой отличительный знак - черный треугольник. Его мы и наклеим на оба донышка.

Итак, у нас набирается пять красно-синих пар с различной маркировкой и пятью различными ароматами.

  • Для сравнения малышу следует предлагать ярко-контрастные вещи или понятия. Например, горячий и холодный предмет, красный и синий кубик (но не красный и оранжевый). Полярные по аромату кофе и ваниль (но не хлеб и пирожок).Прежде чем что-то сравнивать, дайте малышу возможность осмотреть и ощупать исходный эталон.
  • В игре следует избегать неприятных ощущений.
  • Ребенку следует подробно объяснить и показать способ работы с материалом. Понимание алгоритма действий не менне важно, чем конечная цель - заложить сенсорные эталоны.

Любой предмет имеет свой вес.
В Монтессори-педагогике детей учат различать предметы по весу на примере, двух деревянных пластин с разницей всего в 7 граммов.

Для домашней тренировки подойдут спичечные коробки, утяжеленные монетами (пятирублевая весит 5 граммов).

Подготовьте парочки из оклеенных коробков, внутри которых скотчем закреплены монеты (чтобы кроха не отвлекался на звук). Поскольку коробки в процессе игры переворачиваются. маркировку для парочек придется также спрятать внутрь. Поместив коробочки на раскрытые ладони, покажите малышу, как следует сравнивать их вес. Если кроха сразу не почувствует разницу, добавьте внутрь одного коробка еще монетку - и так до тех пор, пока ребенок не перестанет ошибаться.

Чувствительные пальчики.
Взяв одинаковые кусочки картона,наклейте на каждый наждачную бумагу разной зернистости. Малышу предстоит взять в руки эти две таблички (парочку), чтобы затем различить их по стпени шероховатости. В группах Монтессори используют именно такие парочки. Хотя на картон вместо наждака можно наклеить бусины, крупу либо накапать воск. Детям очень нравятся парочки из ткани. Чтобы малыш не отвлекался и мог отличить бархат от меха именно на ощупь, предложите ему надеть очки с непрозрачными стеклами или же поместите образцы в "волшебный мешочек".

Угадаем аромат.
Оказывается, научить определять запахи довольно легко. В качестве пособия подойдут фрукты, которые малыш получает на полдник. Пожалуй, не стоит начинать с апельсина, поскольку он перебивает все запахи. Итак, возьмите грушу,яблоко, виноград, разрежьте и понюхайте каждый образец. Затем немного поиграйте,называя фрукт, чтобы кроха запомнил, что есть что. Наконец предложите ребенку закрыть глаза и угадать по запаху, что перед ним находится.

Более сложный и весьма интересный вариант - определение ароматов, заключенных в бутылочки. В тару разложите попарно чай с разными ароматами: земляники, жасмина, лимона. Когда малыш научится различать эти ароматы, замените их на новые.

Слышу и различаю.
Музыкальные способности, данные ребенку от природы, удивительны.

Тренируем слух малыша:
Просим ребенка отвернуться и узнать благодаря знакомым звукам, что и как шумит. Сначала скомкаем газету, потом ножницами пострижем бумагу, уложим в красивую коробку грецкие орехи с разной начинкой.Обычно самый большой интерес у детей вызывают пустые орешки. Таких "молчунов" ребенок будет разыскивать с особым рвением.

Вкусовые тонкости.
Берем плошку с водой и растворяем сахар, соль, лимон, что-то горькое (капля аптечной настойки или сока столетника). После каждой пробы полоскаем рот.

Уверяем, все способы, над которыми мы потрудились непременно работают. Самое главное играйте, наслаждайтесь обществом друг друга. И тогда у ребенка непременно будут проявляться все его таланты!

Создатель Rebza.com